Доступная среда
09.11.2022
Доступная среда

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
"Доступность - это не
только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и
общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды
инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
На
данный момент детей с ОВЗ в МБДОУ « Детский сад «Сказка» ст.
Зеленчукской» нет. Реабилитация
людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для
общества и приоритетным направлением государственной социальной
политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами
РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды
с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски)
· Инвалиды
с нарушением зрения и слуха
· Лица
преклонного возраста (60 лет и старше)
· Временно
нетрудоспособные
· Беременные
женщины
· Люди
с детскими колясками
· Дети
дошкольного возраста.
Безбарьерная
(доступная) среда -
это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с
инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый
образ жизни.
Одной
из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной
среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное
развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием
оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды,
включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность
информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства -
приоритетная задача не только государственного, но и международного значения.
В

настоящее время государственная
политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно
образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует
ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений
государственной политики является политика создания условий для предоставления
детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в
образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного
образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В
современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и
качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ
принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким
образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли
обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения
условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды
с нарушением слуха
Инвалиды
с нарушением зрения
Инвалиды
с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного
аппарата
Предметно-развивающая среда - это система
материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание
духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять
огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность
педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его
склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна
способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги
должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников,
учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации
предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности
психического развития,
· показатели здоровья
дошкольников,
· психолого-физиологические
особенности,
· уровень общего
развития,
· коммуникативные
особенности и речевое развитие,
· эмоциональное
благополучие.
В
соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения,
воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию
индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов,
облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и
соблюдения принципов ФГОС.
При
построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются
следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь
всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность
личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип
природособразности воспитания - Соответствие педагогического
влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности
внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип
психологической комфортности - Создание благоприятного
микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение
воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление
глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса
(педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в
процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного
сотрудничества -
Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком:
открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения
деятельности -
Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование
готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип
здоровьесберегающий -
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом
благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных
факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье
ребенка.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с
ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
· дошкольное воспитание;
· внешкольное воспитание
и образование;
· среднее общее
образование;
· среднее
профессиональное образование;
· высшее
профессиональное образование.
Им предоставляется
возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же
состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные
учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать
специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является
заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается
ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно
предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает
специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и
консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ,
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую
аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители
(законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать
педагогических работников из других образовательных учреждений.